Шри Рамануджа родился примерно в 1017 году в брахманской семье. Еще в раннем детстве он потерял отца, его воспитывала только мать. Он считается воплощением Лакшмана, младшего брата Господа Рамачандры. С детства Рамануджа славился своей преданностью Господу Вишну и большими знаниями. К 16 годам он знал многие Ведические Писания и шастры. В 17 лет он женился, но его семейную жизнь нельзя было назвать счастливой. Позже он принял прибежище у стоп своего духовного учителя Ямуначарьи. Приняв обет отречения от мира, Рамануджачарья путешествовал по всей Индии, нанося сокрушительное поражение атеистам и имперсоналистам.
Основываясь на авторитете священных писаний, Рамануджачарья опроверг учение Майавади, гласившее, что после освобождения душа сливается с Брахманом. Майавади приводят следующий пример – после того как горшок разбивается, находящийся в нем воздух сливается с остальным небом. Однако, Рамануджа Свами в своем труде «Веданта-таттва-сара» описал, что слияние души означает, что после отделения от материального тела, сделанного из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго, ума и разума – индивидуальная душа вовлекает себя в преданное служение Верховной Личности Бога в Его вечном облике. Материальная причина материальных элементов поглощает материальное тело, а духовная душа принимает своё первоначальное положение.
Опровергая теорию слияния, Рамануджачарья также приводит пример зеленой птицы, которая садится на зеленое дерево, но от этого не становится единой с деревом – она сохраняет свою идентичность как птица, хотя со стороны кажется, что она слилась с зеленью дерева. Так Рамануджачарья объясняет, что хотя энергия Бога едина, каждый сохраняет свою индивидуальность.
Продолжая деятельность своих предшественников, Натха Муни и Ямуна Ачарьи, Рамануджачарья установил систематическую философию Шри Вайшнавизма. Он построил множество храмов в Южной Индии и управлял известным монастырем Шри Рангам.