В ученической преемственности, идущей от Шрилы Нароттамы Тхакура, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был четвертым. Он был учеником Радха-рамана Чакраварти.
Мало кто среди Гаудия-ачарий написал так много книг, как Шрила Чакраварти Тхакур. О трех из них среди вайшнавов по сей день знаменита бенгальская пословица:
«„Удджвала-ниламани-кирана“, „Бхакти-расамрита-синдху-бинду“ и „Бхагаватамрита-кана“ – это богатство вайшнавов».
Вайшнавский поэт Кришнадас, завершая перевод «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Чакраварти Тхакура на бенгали, написал следующие строки:
«Шрила Вишванатха Чакраварти своей книгой „Мадхурья-кадамбини“ благословил весь мир. На самом деле в этой книге устами Шри Чакраварти говорит Cам Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Существует мнение, что Шри Чакраварти Тхакур – это воплощение Шрилы Рупы Госвами. Самые сложные темы он способен сделать легкими для понимания».
Во времена Вишванатхи Чакраварти Тхакура влияние шести Госвами во Вриндаване немного ослабло. Это породило полемику, связанную с учением свакиявады, супружеской любви, и паракиявады, любви вне брака. Тогда Вишванатха Чакраварти Тхакур, чтобы разрушить неверные представления о свакияваде, написал две книги – «Рагавартма-чандрику» и «Гопи-премамриту», где замечательным образом представил все выводы священных писаний.
Затем в «Ананда-чандрике», своем комментарии к «Удджвала-ниламани», он с помощью свидетельств из шастр и неопровержимой логики полностью опроверг теорию свакиявады и установил превосходство учения паракии.
В «Сарартха-даршини», своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», он также приводит убедительные доводы в поддержку паракия-бхавы.
Рассказывают, что было несколько пандитов, которые не разделяли взгляды Вишванатхи Чакраварти Тхакура на поклонение Шри Радхе-Кришне в настроении паракия. После того, как они потерпели поражение в споре с ним, они решили его убить.
Каждый день в предрассветные часы Вишванатха Чакраварти Тхакур совершал парикраму вокруг Шри Вриндавана-дхамы, и пандиты сговорились подкараулить его, когда он будет проходить через густую и темную рощу.
Но когда Вишванатха Чакраварти Тхакур подошел к тому месту, где его поджидали заговорщики, он неожиданно исчез. Вместо него они увидели прекрасную юную враджаваси, которая вместе с двумя или тремя своими подругами собирала цветы.
Пандиты спросили девочку:
– Милое дитя! Только что сюда направлялся великий преданный. Ты случайно не видела, куда он делся?
Девочка ответила:
– Я видела его, но куда он пошел, не знаю.
Пандиты были очарованы изумительной красотой девочки, ее нежной улыбкой, грациозными движениями и искоса брошенным взглядом. Все дурные мысли покинули их, и сердца их растаяли. Пандиты спросили девочку, кто она.
– Я служанка Свамини Шримати Радхики. Она сейчас в доме своей свекрови, в Явате. Она послала меня собрать цветы, – ответила девочка и исчезла, а на ее месте появился Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур.
Тогда пандиты пали к его стопам и стали молить о прощении. Он простил их, и впоследствии все они стали его учениками.
Таким образом, он опроверг теорию свакиявады и доказал истинность чистой паракии. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур не только защитил дхарму Шри Гаудия-вайшнавов, но также восстановил ее авторитет. Его почитают как блистательного ачарью и подлинного махаджана. Он прославился как великий трансцендентный философ, поэт и расика-бхакта.
В 1754 году, на пятый день прибывающей луны месяца Магха, в возрасте примерно ста лет, глубоко погруженный в бхаджан на берегу Шри Радха-кунды, он вошел в непроявленный Вриндаван. Его самадхи по сей день находится в Шри Вриндавана-дхаме возле храма Шри Гокулананды.