Джхулан-ятра – это одновременно наймиттика-лила и нитья-лила. Наймиттика означает, что эта игра проходит раз в год, в одно и то же время, в духовном мире и здесь – в земном Вриндаване. Этот праздник длится 13 дней, начиная с тритии светлой половины месяца Шраван. В это время Шримати Радхарани покидает Свой дом в Явате и направляется на Варшану, где Она проведет две недели. Там Она может свободно наслаждаться джхулан-расой с Кришной. Она в радостном, игривом настроении, потому что уж здесь-то ей не помешают бдительные домочадцы.
Сезон дождей во Вриндаване – прекрасное время года. Павлины, увидев Радху и Кришну, думают, что это спустилась на землю грозовая туча с молнией. Под сладостное пение кукушек подруги собирают цветы, делают из них короны Радхике и Шьяму, а потом вплетают цветы кетаки в косу Радхарани. Качели держатся на красных шелковых веревках, в которые вплетены нитки жемчуга. Цветами кетаки подруги украсили и качели. Кришна привлекается именно этими качелями, потому что они подобны цветку лотоса.
Вринда Деви заранее отрядила всех своих подружек за цветами для пушпа-асаны. Кришна испытывает желание пойти туда с Радхарани и начать Джхулан-ятру. Радхарани же притворяется, что Она в этом и не заинтересована вовсе. «Я не хочу… Но Ты иди… Столько подруг вокруг — Лалита, Вишакха…» Но Кришна отвечает: «Ну, пожалуйста, пошли на качели!» В этот момент незаметно подкрадываются Вринда Деви и Кундалата, обхватывают втроем с Кришной Радхику и сажают Ее на качели…
Когда мы получаем Даршан Джхулан-ятры, мы должны помнить все это и медитировать на это. Это также вдохновение на повторение джапы, нашу погруженность в Бхаджан.
…Затем Кришна взглядом указывает Лалите и Вишакхе: «Быстрее… Быстрее!» Качели раскачиваются сильнее и сильнее, причем Кришна помогает подругам. От страха Шримати Радхарани кричит: «Шьям! Остановись!» А подружки хором ей в ответ: «Шьямаа, держись! О, Рая, крепче держись за своего Прана-валлабху, а то упадешь!» и раскачивают качели сильнее и сильнее. Лепестки и вода смешиваются с цветочной пыльцой и покрывают зеркальной пеленой Радху и Кришну. Сияние немного тускнеет, отражения исчезают, и Кришна видит напротив Радху, а Радха – опять Кришну…
Смысл Джхулан-ятры для нас в том, что мы хотим очистить ум через привязанность к Кришне. Так или иначе мы должны привязаться к Кришне. Привязаться к Его Имени, к Его образу, к Его играм. Мы должны занять ум в служении Кришне. Кришна даст нам память, если увидит, что мы стремимся помнить о Нем. Это очень сладостное служение – занять ум в служении Кришне. Давайте начнем думать по-новому – думать о Радхе и Кришне.
Из лекции Маханидхи Свами. Вриндаван. Джхулан-ятра 1997 г.