Хера Панчами проводится на пятый день после Ратха-ятры. Господь Джаганнатха, оставив Свою жену, богиню удачи, отправляется в храм Гундича, который неотличен от Вриндавана. Джаганнатха пообещал вернуться на следующий день. Через четыре дня Лакшми надоело ждать. Ее охватил сильный любовный гнев. Страдая от разлуки с Господом, богиня удачи решает последовать за Ним. Таким образом, Хера Панчами посвящен приходу богини удачи в храм Гундича.
В этот день Лакшми Деви, восседая на золотом, украшенном драгоценными камнями паланкине едет из храма Джаганнатхи в храм Гундича. За паланкином следуют люди, несущие зонты, чамары и флаги, а впереди – музыканты и танцовщицы. Сотни ее служанок, привлекательно одетых и украшенных драгоценными ожерельями, несут кувшины с водой, чамары и ларцы с орехами бетеля.
Когда рассерженная богиня удачи прибывает к главным воротам храма, процессия останавливается, и ее служанки начинают связывать слуг Джаганнатхи и заставляют их припасть к стопам своей госпожи. Их бранят и осыпают непристойными шутками и насмешками.
Шри Чайтанья Махапрабху, основатель движения Гаудия-вайшнавизма, проводил свои последние годы в Пури. Это было около 500 лет назад, но до наших дней сохранились дневники и описания тех событий. Самое известное из описаний – книга «Шри Чайтанья-чаритамрита», фрагмент беседы из которой я сейчас прочитаю.
В этот день в Нилачале Шри Чайтанья Махапрабху задал вопрос Сварупе Дамодаре. Он сказал: «Хотя Господь Джаганнатха наслаждается Своими играми в Дварака-дхаме и проявляет там Свою необычайную щедрость, все же раз в год Его одолевает непреодолимое желание увидеть Вриндаван. Все эти сады – точное подобие Вриндавана. Поэтому Господь Джаганнатха так жаждет увидеть их вновь. Он делает вид, что хочет поучаствовать в празднике Ратха-ятры, но на самом деле покидает Джаганнатха Пури лишь для того, чтобы попасть в Сундарачалу, в храм Гундича. Господь там день и ночь играет в прекрасных садах. Но почему же Он не берет с Собой Лакшми Деви, богиню удачи?»
Сварупа Дамодара ответил: «Лакшми Деви, богине удачи, не позволено участвовать в играх Вриндавана, где единственными участницами являются гопи, деревенские пастушки. Никто не умеет так, как они, пленить ум Кришны».
Чайтанья Махапрабху сказал: «Все игры Господа Кришны с гопи, проходящие в этих садах, очень сокровенны и блаженны. Никто ничего не знает о них. Если игры Кришны совершенно безупречны, почему же тогда гневается богиня удачи?»
Сварупа Дамодара ответил: «Природа женщин, опьяненных любовью, такова, что, сталкиваясь с малейшим пренебрежением со стороны своего возлюбленного, они сразу же гневаются. Мой Господь, я никогда еще не сталкивался с таким поведением. Иногда мы видим, как любимая жена, гордящаяся своим положением, разочаровывается, когда чувствует недостаток внимания. Тогда она перестает следить за собой, носит грязные одежды и угрюмо сидит на земле, чертя ногтями линии. Мы слышали, что такой же эгоистической гордостью обладали Сатьябхама и гопи Вриндавана, но совсем другое проявляет богиня удачи здесь, в Джаганнатха Пури. Она очень гневается на своего мужа и, используя свою «армию» служанок, атакует его».
Такова суть праздника Хера Панчами. Этот день также называется Шри Лакшми Виджая.