Этот Экадаши препятствует влиянию на преданного духов и демонов. Он также дарует восемь совершенств жизни, исполняет все желания, очищает жизнь человека от последствий всех грехов и утверждает его в добродетели.
Однажды весной Читраратха, предводитель гандхарвов, в обществе небесных танцовщиц пришел в пышноцветущий лес. К ним присоединились другие полубоги во главе с самим Индрой, царем небес. Полубоги особенно любили гулять в этом райском саду в весенние месяцы чайтра и вайшакха.
В этом лесу жили также и святые, совершающие аскезу и покаяние. Среди них был великий святой Медхави Муни.
Прелестные танцовщицы всегда пытались обольстить его. В частности, одна прекрасная деви, Манджугхоша, строила много планов, как привлечь великого Муни, но из уважения к святому и страшась его силы, приобретенной за многие годы аскетизма, она не подходила к нему слишком близко. В двух милях от святого она поставила тент, и, играя на бубне, стала очень сладко петь.
Сам бог любви взволновался, услышав ее чудесное пение и почувствовав аромат ее сандаловой пасты. Он вспомнил свой неудачный опыт с Господом Шивой и решил взять реванш, соблазнив Медхави Муни.
Пользуясь бровями Манджугхоши, как луком, взглядом, как тетивой, глазами, как стрелами, и грудью, как мишенью, бог любви приблизился к Медхави Муни, искушая его прервать транс и обеты. Таким образом, бог любви воспользовался Манджугхошей как помощницей.
Когда она увидела этого могущественного и привлекательного молодого санньяси, обладающего большим разумом и ученостью, ее тоже охватила страсть. Видя, как он сидит в ашраме Чьяваны Риши, украшенный белым брахманическим шнуром и священным посохом, Манджугхоша подошла к нему.
Она стала соблазнительно петь, и маленькие колокольчики на ее поясе и вокруг щиколоток, а также браслеты издавали восхитительные музыкальные звуки.
Манджугхоша медленно подошла к Медхави Муни; движения ее тела и нежные взгляды привлекли его. Она грациозно положила бубен и обняла мудреца. Ее руки были похожи на лианы, обвивающие могучее дерево. Очарованный Медхави прервал медитацию и решил развлечься с нею. Тотчас же чистота сердца и ума покинула его.
Видя, что святость молодого йога серьезно пошатнулась, Манджугхоша решила покинуть его и вернуться домой. Она сказала: «О, великий, пожалуйста, разреши мне вернуться домой».
Медхави ответил: «Но ты только что появилась, о, прекрасная, пожалуйста, останься со мной хотя бы до завтра».
Страшась йогической силы мудреца, Манджугхоша оставалась с Медхави пятьдесят семь лет, девять месяцев и три дня, но он не заметил, как пролетело это время.
Однажды она вновь попросила его: «Пожалуйста, разреши мне уйти». Медхави ответил: «Дорогая, выслушай меня. Останься со мной на ночь, а завтра утром ты сможешь уйти; останься хотя бы до тех пор, пока я не выполню свои утренние обязанности и не завершу воспевание священной мантры Гаятри; пожалуйста, подожди этого».
Манджугхоша все еще боялась йогической силы святого, и, постаравшись улыбнуться, сказала: «Как долго ты будешь петь свои утренние гимны и совершать ритуалы? Пожалуйста, будь милостив и подумай о том, сколько времени я уже провела с тобой».
Святой задумался об этом и затем сказал в великом изумлении: «Да ведь я провел с тобой больше пятидесяти семи лет?!» Теперь он смотрел на Манджугхошу как на олицетворенную смерть и разрушительницу своей духовной жизни. «Мошенница! Ты дотла сожгла все труднодостижимые результаты моей аскезы».
Дрожа от гнева, он проклял Манджугхошу: «О, жестокосердая падшая грешница! Ты знаешь только грех! Пусть тебя постигнет ужасная кара! О, мошенница, я проклинаю тебя – ты станешь злобной пишачей!»
Манджугхоша смиренно взмолилась: «О, лучший из брахманов, пожалуйста, смилуйся надо мной и сними свое проклятие! Говорится, что общение с чистым преданным дает немедленные результаты, но последствия его проклятия приходят только через семь дней. Я была с тобой пятьдесят семь лет, о, Господин, будь же милостив ко мне!»
Медхави Муни ответил: «О, кроткая, что я могу сделать? Ты разрушила все мои аскезы. Но хотя ты и совершила этот грех, я поведаю тебе, как освободиться от моего гнева. В темной половине месяца чайтра есть всеблагой Экадаши, устраняющий все грехи. Он называется Папамочани, о, красавица. Любой, кто постится в этот священный день, полностью освобождается от рождения в демоническом облике».
С этими словами святой ушел в ашрам отца. Чьявана Муни сказал: «О, сын, действуя незаконно, ты растратил богатство своих обетов и аскез».
Медхави спросил: «О, отец, скажи, пожалуйста, как же мне искупить отвратительный грех, который я навлек на себя общением с танцовщицей Маджугхошей?»
Чьявана Муни ответил: «Дорогой сын, ты должен поститься в Папамочани Экадаши, который приходит в темную половину месяца чайтра. Он уничтожает все грехи, как бы велики они ни были».
Медхави последовал совету отца и постился в Папамочани Экадаши. Таким образом были разрушены все его грехи, и он вновь обрел свои заслуги. Манджугхоша также соблюдала этот пост и, освободившись от проклятия, вновь поднялась в небесные сферы и обрела свое прежнее положение.
Рассказывая о славе этого Экадаши царю Юдхиштхире, Шри Кришна заключил: «Каждый, кто читает и слушает о Папамочани Экадаши, получит то же благо, что и от пожертвования в тысячу коров, а также устранит грех убийства брахмана, убийства зародыша абортом, употребления опьяняющих напитков и осквернения ложа гуру. Таковы несчетные блага правильного соблюдения этого священного дня Папамочани Экадаши, который так дорог Мне и достоин прославления».