Однажды царь Нандхата сказал Васиштхе Муни: «О, великий святой, будь милостив ко мне и расскажи о святом посте, который даст мне вечное благо».
Васиштха Муни ответил: «О, царь, внимательно выслушай, как я опишу лучший из всех дней поста, Амалаки Экадаши. Соблюдающий с верой пост в этот Экадаши получит неограниченное богатство, свободу от влияния всех грехов и достигнет освобождения. Пост в этот Экадаши очищает больше, чем пожертвование в тысячу коров чистому брахману. Итак, пожалуйста, выслушай повествование об охотнике, который, несмотря на ежедневное убийство невинных животных, достиг освобождения, соблюдая пост в Амалаки Экадаши, следуя предписаниям и правилам поклонения.
Когда-то было царство Вайдиша, в котором все брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры были равно наделены ведическим знанием, большой силой и здравым рассудком. О, лев среди царей, все царство было полно ведических звуков; не было ни одного атеиста, никто не грешил. Правил страной царь Читраратха, член династии Сомы, бога Луны. Он был очень религиозен и справедлив. Говорят, что царь Читраратха был сильнее десяти тысяч слонов и что он был очень богат и в совершенстве знал шесть ветвей ведической мудрости.
Во время его правления ни один грешник не посягал на чужую дхарму, так совершенно выполняли свою дхарму все брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Нигде нельзя было увидеть нищего, не бывало даже засух и наводнений. Конечно же, в царстве не было болезней, и каждый был совершенно здоров. Люди совершали любовное преданное служение Верховной Личности Бога, Господу Вишну, следуя за царем, который совершал также и особое служение Господу Шиве. Кроме того, каждый житель царства дважды в месяц соблюдал Экадаши.
Так, о лучший из царей, жители Вайдиши много лет жили в счастье и благоденствии. Оставив все виды материалистичных религий, они полностью посвятили себя любовному служению Всевышнему Господу Хари.
Однажды в месяц Пхалгуна священный пост Амалаки Экадаши пришел в соединении с Двадаши. Царь Читраратха понял, что этот необычный пост принесет особенно большое благо; он и все жители Вайдиши провели этот священный Экадаши, строго следуя всем правилам и предписаниям.
Совершив омовение в реке, царь и все сопровождающие его пошли в храм Господа Вишну, где росло дерево Амалаки. Вначале царь и его главные мудрецы поднесли дереву сосуды, наполненные водой, а также чудесный балдахин, обувь, золото, бриллианты, рубины, жемчуг, сапфиры и благовония. Затем они почтили Господа Парашураму следующей молитвой: «О, Господь Парашурама, о, сын Ренуки, о, Всерадуюший, о, Освободитель миров, милостиво приди под это священное дерево Амалаки и прими наше смиренное почтение». Затем они молились дереву Амалаки: «О, Амалаки, потомок Господа Брахмы, ты можешь уничтожить последствия всех грехов. Пожалуйста, прими наши смиренные поклоны и это скромное подношение. О, Амалаки, ты форма Брахмана и тебе как-то поклонялся Сам Господь Рамачандра. Кто обойдет тебя, сразу освобождается от всех грехов».
Вознеся эти чудесные молитвы, царь Читраратха и его подданные бодрствовали всю ночь, молясь и поклоняясь в соответствии с предписаниями. В это благословенное время поста и молитвы в собрание пришел очень безбожный человек, содержащий себя и семью убийством животных. Обремененный усталостью и грехами, охотник увидел царя и жителей Вайдиши, проводящих Амалаки Экадаши во всенощном бдении, посте и поклонении Господу Вишну в прекрасном лесу, освещенном множеством горящих ламп. Охотник подошел поближе, удивленный открывшимся пред ним необычным зрелищем. «Что происходит здесь?» – подумал он. В этом лесу под священным деревом Амалаки он увидел сидящее на асане Божество Господа Дамодары, которому поклонялись, и услышал пение священных гимнов, описывающих трансцендентные игры и облик Господа Шри Кришны. Охотник, хотя и был неисправимым безбожным убийцей беззащитных птиц и животных, провел всю ночь, в великом изумлении созерцая празднование Экадаши и слушая прославление Господа.
Когда взошло солнце, царь со своей свитой – святыми и всеми жителями – завершили поклонение и возвратились в город Вайдиша. Тем временем охотник вернулся в свою хижину. В должный срок он умер, но в награду за то, что он постился в Амалаки Экадаши и слушал прославление Верховной Личности Бога, а также бодрствовал всю ночь, он родился великим царем, обладающим многими колесницами, слонами, лошадьми и солдатами. Звали его Васуратха, сын царя Видуратхи, и правил он царством Джаянти.
Царь Васуратха был силен и бесстрашен, лучезарен, как солнце, и прекрасен, как луна. Силой он был подобен Вишну, а милосердием – самой Земле. Очень милостивый и всегда справедливый царь Васуратха всегда совершал любовное преданное служение Всевышнему Господу, Шри Вишну. Благодаря этому он стал очень опытен в ведическом знании. Всегда занятый делами государства, он заботился о подчиненных, как о своих детях. Он не любил гордость в ком-либо; заметив это, он разрушал ее. Он совершил много жертвоприношений и всегда делал так, чтобы в его царстве нуждающиеся получали помощь.
Однажды, охотясь в джунглях, царь Васуратха сбился с пути и заблудился. Проблуждав некоторое время и окончательно вымотавшись, он остановился под деревом и, пользуясь его ветвями как подушкой, заснул. Пока он спал, мимо проходило какое-то варварское племя, и, вспомнив свою старую неприязнь к царю, стало обсуждать, как его убить. «Так как он убил наших отцов, матерей, зятьев, внуков, племянников и дядей, мы вынуждены бесцельно скитаться, как сумасшедшие».
Сказав так, они приготовились сокрушить царя Васуратху различным оружием, включая копья, сабли, стрелы и магические веревки. Но все это смертельное оружие не смогло даже коснуться спящего царя, и дикари испугались. Страх забрал у них силу. Они потеряли последние остатки ума и стали почти бессознательны в своем изумлении и слабости. Внезапно, поразив дикарей, из тела царя появилась красивая женщина. На ней было много украшений, вокруг нее распространялся удивительный аромат, шею ее украшала прекрасная гирлянда, брови ее двигались в сильном гневе, ее красные глаза сверкали от ярости – она казалась олицетворенной смертью. Своей пламенной чакрой она быстро перебила всех охотников, покушавшихся на царя.
Когда царь проснулся и увидел рядом с собой мертвых дикарей, он пришел в изумление. Он удивился: «Это же мои смертельные враги! Кто же убил их? Кто мой великий благодетель?»
И тогда он услышал голос с небес: «Ты спрашиваешь, кто помог тебе? Но кто тот единственный, кто может помочь в беде каждому? Никто иной, как Шри Кешава, Верховная Личность Бога, спасает тех, кто принял прибежище у Него».
Выслушав эти слова, царь Васуратха переполнился любовью к Личности Бога. Он вернулся в свою столицу и правил в ней беспрепятственно подобно второму Индре.
Поэтому, о, царь Мандхата, – заключил почтенный Васиштха Муни, – каждый, соблюдающий священный Амалаки Экадаши, несомненно, достигнет высшей обители Господа Вишну, так велика награда за соблюдение этого святейшего дня поста».