Бхимасена спросил великого мудреца Шрилу Вьясадеву: «О, мудрейший, мой брат Юдхиштхира, моя дорогая мать Кунти и моя возлюбленная жена Драупади, так же как и братья Арджуна, Накула и Сахадева, полностью постятся в Экадаши и строго следуют всем предписаниям и правилам этого святого дня. Но я не могу жить без еды, потому что голод невыносим для меня. Я могу раздавать щедрые пожертвования, поклоняться Шри Кешаве, но я не могу поститься в день Экадаши. Пожалуйста, расскажи мне, как достичь этого же результата без поста».
Выслушав эти слова, Шрила Вьясадева ответил: «Если ты хочешь попасть на небесные планеты и избежать адских планет, тебе, конечно же, надо соблюдать пост в Экадаши».
Бхима сказал: «О, великий мудрец, пожалуйста, выслушай мой довод. О, величайший из муни, ведь я не смогу жить, если не поем хотя бы раз в день. Как же я останусь в живых, если я буду поститься и совсем перестану есть? Огонь пищеварения сожжет мой желудок. Только когда я ем досыта, огонь в моем желудке становится довольным. О, великий святой, я способен попоститься лишь один раз. Прошу тебя, расскажи мне о наиболее важном из Экадаши. Я буду преданно соблюдать этот пост в смиренной надежде стать достойным освобождения».
Шрила Вьясадева ответил: «О, царь, ты уже слышал от меня о различных видах предписанных обязанностей, таких как тщательно разработанные ведические церемонии. Однако в Кали-югу никто не сможет выполнить все эти обязанности должным образом. Тем не менее, я расскажу тебе, как, практически не прилагая больших усилий, можно самой малой степенью аскезы извлечь максимальную пользу и, в конце концов, достичь счастья.
Наставления, описанные в Пуранах, состоят в том, чтобы отказаться от пищи как в Экадаши темной, так и светлой половины месяца. Кто постится в Экадаши, тот спасается от адских планет».
Выслушав слова Вьясадевы, Бхимасена, сильнейший из воинов, пришел в ужас и затрясся, как баньяновый лист при сильном ветре. Испуганный, он спросил: «О, мудрец, что же мне делать? Ведь я не смогу круглый год голодать дважды в месяц. Прошу тебя, назови один день, голодая в который, я получу наибольшее благо!»
Вьясадева ответил: «Ты должен поститься, избегая даже воды, в Экадаши, приходящий в светлую половину месяца Джйештха. Говорится, что в эти дни можно совершать омовение и ачаман для очищения. Но, совершая ачаман, можно выпить лишь то количество воды, которое равно крупице золота, или столько, сколько может вместить одно горчичное зерно. В то же время ничего нельзя есть. Если этого не выполнять, пост будет нарушен.
Этот строгий пост действует с восхода солнца в Экадаши до восхода солнца в Двадаши. Если попытаться очень строго провести этот пост, то легко можно достичь успехов в соблюдении всех двадцати четырех Экадаши целого года.
В Двадаши преданный должен рано утром совершить омовение. Затем, в зависимости от своих возможностей необходимо преподнести немного золота и воды достойным брахманам. И, наконец, нужно в радости почтить прасад с брахманами.
О, Бхимасена, тот, кто соблюдает этот Экадаши, получит то же воздаяние, что и за соблюдение всех остальных Экадаши. В этом нет сомнений. Об этом мне сказал сам Господь Кешава. О, Бхима, в Кали-югу, когда все ведические принципы будут уничтожены или в высшей степени ограничены, и когда не будет верного пожертвования и соблюдения древних ведических принципов и церемоний, как можно будет очиститься? Однако с помощью поста в Экадаши можно освободиться от всех своих прошлых грехов.
О, сын Вайю, что я могу сказать тебе еще? Ты не должен есть ни в темные, ни в светлые Экадаши, и не должен даже пить воду, особенно в благоприятный день Джйештха-шукла Экадаши. О, Врикодара, каждый, кто соблюдает этот Экадаши, получит то же воздаяние, что и совершающий омовения во всех местах паломничества, раздающий все виды милостыни и соблюдающий все темные и светлые Экадаши. В этом нет сомнения.
О, тигр среди людей, кто бы ни постился в этот Экадаши, станет великим и достигнет всего: богатства, силы и здоровья. И в страшный момент смерти ужасные ямадуты, лица которых желты и черны, которые потрясают огромными дубинами и вертят в воздухе мистическими веревками паша, не смогут приблизиться к нему. Скорее такая преданная душа будет взята в высшую обитель Господа Вишну вишнудутами, чьи трансцендентно прекрасные тела одеты в пышные желтые одежды, и каждый из которых в своих четырех руках держит диск, палицу, раковину и лотос. Достичь всех этих благ можно, тщательно соблюдая этот очень важный Экадаши».
Шрила Вьясадева продолжил: «О, Бхима, перед соблюдением этого Экадаши, ты должен вознести Господу Шри Кришне следующую молитву: «О, Господь всех полубогов, о, Верховная Личность Бога, сегодня я буду соблюдать Экадаши, не принимая воды. О, безгрешный Ананта, я прерву этот пост, как полагается, на следующий день, в Двадаши». С этого момента, ты должен честно соблюдать сухой пост Экадаши с верой в Господа и полностью контролировать свои чувства. И неважно, равны ли грехи горе Сумеру или Мандарачала, если соблюдать этот Экадаши – грехи уменьшатся и сгорят дотла. Такова великая сила этого Экадаши.
О, лучший из царей, в этот Экадаши человек также должен раздавать брахманам воду и коров. Если по каким-то причинам он не может этого сделать, то ему следует дать достойному брахману какую-то одежду или горшок воды. Ведь воздаяние, получаемое только лишь за раздачу воды, равно тому, что получают за раздачу золота 10 000 000 раз в день. О, Бхима, Господь Шри Кришна также сказал, что соблюдавший этот Экадаши должен совершить священное омовение, дать милостыню нищему, повторять святое имя Господа на джапа-мале и совершить какое-либо из рекомендованных жертвоприношений. Нет нужды совершать какие-либо другие религиозные действия. Соблюдение только одного этого Экадаши приведет человека в высшую обитель Шри Вишну.
Запомни: тот, кто съест хоть зернышко в Экадаши, оскверняется грехом, и грехом будет являться также любая другая еда. Из-за этого он после смерти будет страдать на адских планетах. А тот, кто соблюдает священный Джйештха-шукла Экадаши и раздает пожертвования, обязательно достигнет освобождения от повторяющихся рождений и смертей и попадет в высшую обитель. Соблюдение этого Экадаши, который совпадает с Двадаши, освобождает от ужасного от ужасного греха убийства брахмана, употребления алкоголя, зависти к своему духовному учителю и невниманию к его наставлениям, а также лжи.
Слушай дальше, о, лучший из живущих. Любой, мужчина или женщина, кто тщательно соблюдая этот пост, поклоняется Всевышнему Господу Джалашайи (Вишну, лежащему на воде) и подносит на следующий день достойному брахману лучшие сладости, коров и деньги, будет настолько угоден Всевышнему Господу Васудеве, что сто его предков попадут в обитель Господа, даже если они были грешниками, имели дурной характер или были самоубийцами. Воистину, тот, кто соблюдает этот Экадаши, возносится на дивном летающем корабле в обитель Господа.
Тот, кто в этот день даст брахману кувшин, зонт или обувь, попадает на небеса. Воистину, тот, кто просто слушает это прославление, также попадет в трансцендентную обитель Господа Шри Вишну. Тот, кто совершает обряд шраддха, поминая предков в день новолуния, особенно, если это происходит во время солнечного затмения, несомненно, достигнет великого воздаяния. То же самое воздаяние заслужит и просто слушающий это святое повествование – так силен и дорог Господу этот Экадаши.
В день после Экадаши надо поклоняться Верховной Личности Бога в облике Тривикрамы, предлагая Ему воду, цветы, благовония и ярко горящий светильник. Затем преданный должен от всего сердца сотворить молитву: «О, Бог богов, о избавитель всех, о Хришикеша, властелин чувств, милостиво даруй мне освобождение, хотя я и не могу предложить Тебе ничего, кроме этой скромной чаши, наполненной водой». После этого преданный должен пожертвовать чашу с водой брахману. О, Бхимасена, после соблюдения этого поста Экадаши и раздачи в милостыню рекомендованных предметов согласно своим возможностям, преданный должен накормить брахманов и затем молча вкусить прасад».
Шрила Вьясадева завершил: «Я очень настаиваю на том, чтобы ты соблюдал пост в этот благоприятный, очищающий, уничтожающий грехи Экадаши именно так, как я тебе рассказал. Тогда ты полностью освободишься от всех грехов и достигнешь высшей обители».
Пандавы, услышав о благах, которые достигаются соблюдением Джйештха-шукла Экадаши, решили соблюдать его точно так, как Шрила Вьясадева объяснил их брату Бхимасене. В этот день все они воздерживались от пищи и воды. Поэтому в честь Пандавов этот Экадаши теперь называют Пандава Нирджала Экадаши.