Календарь

Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Поиск


7 февраля: день рождения Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Шрила Кешава Махарадж родился 24 января 1898 года в богатой и аристократической семье землевладельцев в деревне Банарипара области Боришал Восточной Бенгалии. Его отца звали Саратчандра Гухатхакурта, а мать – Бхувана-мохини Деви. Саратчандра был честным, смиренным и великодушным преданным Кришны, как и его благочестивая супруга. Он был инициирован в вайшнавской сампрадае адвайта-вамша, а служил в государственном суде, занимая высокий пост.

В детстве Шрилу Кешаву Госвами Махараджа звали Джанардана, Винод-бихари или Джона. Мальчик воспитывался в атмосфере преданности и поклонения Богу. Известные астрологи, увидев его гороскоп, предсказали, что этот мальчик в будущем прославится как великий святой (маха-пуруша), станет глубоким знатоком Писаний бхакти, будет брахмачари-санньяси и смелым, могущественным ачарьей.

В юности он проявлял яркие качества гуманиста – он посвящал много времени и усилий помощи больным и обездоленным, и даже основал в своей школе общество помощи нуждающимся. Он проявлял незаурядные способности в учебе и, кроме того, был известен своими прекрасными качествами организатора.

Обучаясь в колледже, он поражал преподавателей своим острым разумом и способностью объяснять философские вопросы с позиции ведических Писаний. Он спорил с преподавателями, которые давали свои объяснения «Чайтанья-чаритамриты», основанные на принципах философии майявады, и наголову разбивал их аргументы. Еще тогда проявилась его непримиримая позиция по отношению к философии майявады.

Благодаря изучению таких книг, как «Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад-Бхагаватам», в нем все больше стало пробуждаться безразличие к материальной действительности. Он все чаще задумывался о том, каково же истинное решение проблем жизни, как найти путь к самоосознанию и настоящему служению Шри Чайтанье Махапрабху и Кришне.

У Винод-бихари было две тетушки, образованные и верующие. Они обе стали первыми женщинами-ученицами Джагадгуру Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. В 1915 году юный Винод-бихари вместе с ними поехал в Маяпур на празднование Шри Гаура-пурнимы в Йога-питхе. Там он увидел место рождения Шри Чайтаньи и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду. С первого момента он сразу привлекся личностью Шрилы Прабхупады и его наставлениями. Он дал себе обещание всю жизнь следовать этому великому святому и служить ему.

Винод-бихари учился еще несколько лет в колледже, но оставил свой колледж в 1919 году, отказавшись сдавать выпускные экзамены. Материальная жизнь совсем перестала иметь для него значение. Отрекшись от богатого дома и завидного положения в обществе, он пришел в Маяпур к лотосным стопам Шрилы Прабхупады, чтобы остаться в служении миссии Шри Чайтаньи Махапрабху на всю жизнь.

После парикрамы, в день Гаура-пурнимы, Шрила Прабхупада дал ему посвящение в дикшу. Винод-бихари Брахмачари был первым учеником, получившим от Прабхупады гуру-мантру – до этого Прабхупада никому не давал ее. Всех учеников Прабхупада называл на «вы», но лишь самым близким, таким как Винод-бихари, он с любовью говорил «ты». С первых дней Винод-бихари стал его доверенным слугой. Его назначили главным управляющим Шри Чайтанья Матха. Он всегда наилучшим образом заботился о преданных Матха и гостях.

В 1925 году во время Навадвипа-парикрамы местные кастовые Госвами и смарта-брахманы, невзлюбившие Шрилу Бхактисиддханту Прабхупаду за его бескомпромиссную проповедь чистого бхакти, напали на него. Когда паломники и ученики в панике стали разбегаться, спасаясь от камней, досок и стекол, которые сбрасывали на них с крыш домов, только один Винод-бихари остался непоколебим в служении своему Гурудеву – своим телом он защитил его от опасности. Заведя его в ближайший дом, он предложил Прабхупаде поменяться одеждой. В это время Шрила Прабхупада отдал ему свои одежды санньяси и триданду, а сам взял его белые одежды. После этого Винод-бихари переправил Прабхупаду в Маяпур неузнанным, а сам вернулся в Матх позже, в одеждах санньяси. Этот подвиг Винод-бихари Брахмачари вошел в историю, как пример идеальной, самоотверженной Гуру-севы.

В 1932 году на ежегодном собрании после Шри Навадвипа-парикрамы Шрила Прабхупада торжественно даровал Виноду-бихари титул «Критиратна», что означает «Жемчужина среди опытных и умелых». В его дипломе, составленном почтенным собранием и подписанным Прабхупадой, было сказано, что «Винод-бихари Брахмачари имеет особые заслуги в служении – он защитил землю Шри Маяпура, он умело заботится о преданных Матха, он ближайший слуга Шрилы Прабхупады, и он наделен всеми лучшими качествами вайшнава».

В этом же году Винод-бихари Брахмачари вместе с другими преданными спас самадхи-мандир Шрилы Гоура-кишора даса Бабаджи Махараджа от затопления водами Ганги и перенес его из Кулияграма в Шри Чайтанья Матх. Сахаджия-бабаджи, жившие в Кулияграме, подали на него в суд, но Винод-бихари Прабху в очередной раз проявил свое умение и опытность и с легкостью выиграл судебное дело. Это еще один яркий пример его самоотверженного служения Гурудеву и Гуру-парампаре. Он готов был идти на любой риск ради гуру-севы.

Когда 1 января 1937 г. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ушел из этого мира, войдя в нитья-лилу, Винод-бихари Брахмачари был одним из тех ближайших учеников, которые проводили для него ритуалы самадхи. После завершения ритуалов самадхи, убитый горем от разлуки со своим дорогим Гурудевом, рыдающий Винод-бихари Брахмачари упал без сознания.

После ухода Прабхупады в Гаудия Матхе начались недопонимания и, в конце концов, произошел раскол. Винод-бихари Прабху покинул Шри Чайтанья Матх и в 1940 году зарегистрировал новое общество, назвав его «Гаудия Веданта Самити». Винод-бихари Прабху всегда старался как можно лучше служить своим духовным братьям и преданным, приходившим к нему. Преданные получали от него реальную духовную помощь и поддержку после раскола Гаудия Матха.

Однажды Шри Винод-бихари Прабху приснился сон. Шрила Прабхупада пришел к нему и сказал: «До сих пор ты не принял формальной санньясы. Сегодня я даю тебе ее». В том сне, когда была закончена церемония санньясы, Шрила Прабхупада велел Шримад Бхакти Саранге Госвами Махараджу воскликнуть: «Шри Кешава Махарадж ки джая!». Прославление джая-дхвани было настолько громким, что Шри Винод-бихари Прабху проснулся.

Незадолго до санньясы в 1941 году к Винод-бихари во сне опять пришел Шрила Прабхупада и сказал: «Винод, до сих пор ты не принимал формальную санньясу, и из-за этого моя миссия проповеди может сойти на нет». И теперь он увидел в этом последнем сне, как Прабхупада реально проводит его церемонию санньясы и дает ему имя.

Все это осуществилось наяву через его духовного брата Шрилу Шридхара Госвами Махараджа. 5 сентября 1941 г. в Катве он дал ему посвящение в санньясу и имя Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. В действительности Винод-бихари Прабху получил санньясу от Шрилы Прабхупады, еще в 1925 году, во время нападения на парикраму, когда они поменялись одеждами.

С неутомимым энтузиазмом он отдавал себя служению «мано 'бхиштам» (сокровенному желанию сердца) Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура – проповеди шуддха-бхакти и послания Шри Гаурасундары. Он знал, что больше всего Шрилу Прабхупаду удовлетворит издание журналов и книг, посвященных бхакти, проповедь хари-катхи и хари-киртана, проведение Шри Навадвипа Дхама-парикрамы и все остальные виды преданного служения, которые начал сам Прабхупада в Гаудия Матхе.

В 1942 году Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж возобновил ежегодное проведение Шри Навадвипа Дхама-парикрамы. Он организовал парикрамы не только по Шри Навадвипе, но и по Враджа-мандала-дхаме, Кшетра-дхаме, Двараке, Южной Индии, Харидвару и Бадринатху.

В 1943 году он проявил свою ачарья лилу и стал давать первые инициации. Его любовь к ученикам была несравненной. Он, как любящий отец, брал на себя полную заботу об их духовной жизни, а преданных, живущих в его Матхах, также обеспечивал и всем необходимым для жизни.

Трудно подсчитать все места в Бенгалии, Ассаме, Бихаре, Ориссе, которые он посетил с проповедью. Он издал много статей, где объяснял суть учения чистого бхакти, разбивая аргументы последователей майявады, смарта-брахманов, кастовых Госвами, сахаджиев и пр. Его непримиримость к проявлениям апасиддханты (ложных суждений) была исключительной, в связи с этим ему даже присвоили титул «Пашанда-гаджайка-симха», «Лев, раздирающий слонов апарадх и апасиддханты».

В 1952 году Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж впервые дал посвящение в санньясу трем своим старшим ученикам – Шри Садджан-севаку Брахмачари, Шри Гоура-Нараяне Брахмачари и Шри Радханатху Брахмачари, которые получили имена, соответственно: Шримад Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж и Шримад Бхактиведанта Тривикрам Махарадж. Эти трое учеников стали его главными проповедниками и преемниками.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж к традиционным именам санньяси всегда добавлял титул «Бхактиведанта». После его ухода в апракат-лилу эта традиция продолжилась – все санньяси в преемственности Шрилы Кешавы Госвами Махараджа получают титул «Бхактиведанта».

В 1954 году Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж основал Матх в Матхуре, назвав его «Шри Кешавджи Гаудия Матх», по имени древнего и главного Божества Матхуры Шри Кешава. В 1959 году именно в этом Матхе Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж посвятил в триданда-санньясу своего прославленного духовного брата, Шри Абхай Чаранаравинду Прабху. Он дал ему имя Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж. Церемонию агни-хотры для него проводил Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж, который также подготовил его триданду, объяснил Абхай Чаранаравинде Прабху, как одевать одежды санньяси и пр. Бхактиведанта Свами Прабхупада всегда считал Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами своим старшим духовным братом и шикша-гуру.

В 1963 году в Шри Девананда Гаудия Матхе в Навадвипе был построен новый огромный храм (шри мандир), и в нем были установлены Божества Шри Гауранги и Шри Шри Радха-Винодбихари. Эти Божества Шри Шри Радха-Винодбихари имеют одну особенность – виграха Кришны не темного цвета, а светлого.

Жизнь и учение Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами удивительны, они очень подробно описываются в книге «Ачарья Кешари», которую написал Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж. Благодаря неустанной проповеди Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа суть учения Шримад Бхакти Прагьяна Кешавы Махараджа могут постичь преданные по всему миру.