Календарь

Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Поиск


Праздники последователей индуизма
7-10 августа: Джхулан-ятра

Джхулан-ятра – это одновременно наймиттика-лила и нитья-лила. Наймиттика означает, что эта игра проходит раз в год, в одно и то же время, в духовном мире и здесь – в земном Вриндаване. Этот праздник длится 13 дней, начиная с тритии светлой половины месяца Шраван. В это время Шримати Радхарани покидает Свой дом в Явате и направляется на Варшану, где Она проведет две недели. Там Она может свободно наслаждаться джхулан-расой с Кришной. Она в радостном, игривом настроении, потому что уж здесь-то ей не помешают бдительные домочадцы.

Сезон дождей во Вриндаване – прекрасное время года. Павлины, увидев Радху и Кришну, думают, что это спустилась на землю грозовая туча с молнией. Под сладостное пение кукушек подруги собирают цветы, делают из них короны Радхике и Шьяму, а потом вплетают цветы кетаки в косу Радхарани. Качели держатся на красных шелковых веревках, в которые вплетены нитки жемчуга. Цветами кетаки подруги украсили и качели. Кришна привлекается именно этими качелями, потому что они подобны цветку лотоса.

Вринда Деви заранее отрядила всех своих подружек за цветами для пушпа-асаны. Кришна испытывает желание пойти туда с Радхарани и начать Джхулан-ятру. Радхарани же притворяется, что Она в этом и не заинтересована вовсе. «Я не хочу... Но Ты иди... Столько подруг вокруг - Лалита, Вишакха...» Но Кришна отвечает: «Ну, пожалуйста, пошли на качели!» В этот момент незаметно подкрадываются Вринда Деви и Кундалата, обхватывают втроем с Кришной Радхику и сажают Ее на качели...

Когда мы получаем Даршан Джхулан-ятры, мы должны помнить все это и медитировать на это. Это также вдохновение на повторение джапы, нашу погруженность в Бхаджан.

...Затем Кришна взглядом указывает Лалите и Вишакхе: «Быстрее... Быстрее!» Качели раскачиваются сильнее и сильнее, причем Кришна помогает подругам. От страха Шримати Радхарани кричит: «Шьям! Остановись!» А подружки хором ей в ответ: «Шьямаа, держись! О, Рая, крепче держись за своего Прана-валлабху, а то упадешь!» и раскачивают качели сильнее и сильнее. Лепестки и вода смешиваются с цветочной пыльцой и покрывают зеркальной пеленой Радху и Кришну. Сияние немного тускнеет, отражения исчезают, и Кришна видит напротив Радху, а Радха – опять Кришну...

Смысл Джхулан-ятры для нас в том, что мы хотим очистить ум через привязанность к Кришне. Так или иначе мы должны привязаться к Кришне. Привязаться к Его Имени, к Его образу, к Его играм. Мы должны занять ум в служении Кришне. Кришна даст нам память, если увидит, что мы стремимся помнить о Нем. Это очень сладостное служение – занять ум в служении Кришне. Давайте начнем думать по-новому – думать о Радхе и Кришне.

Из лекции Маханидхи Свами. Вриндаван. Джхулан-ятра 1997 г.

 
3 августа: день рождения Тулсидаса

Тулсидас родился в 1532 году. Традиционно хинду считают его воплощением мудреца Валмики, автора эпоса Рамаяны. Следуя наставлениям самого Ханумана, Тулсидас получил даршан Господа Рамачандры и написал «Рамачарита-манасу» версию «Рамаяны» на хинди. Эту «Рамаяну» почитают и цитируют почти в каждом доме хинду в Северной Индии.

 
14 мая: Курма Джаянти - день явления Курма Аватары

Во втором воплощении Вишну принял облик черепахи, верхняя часть туловища которой была как у человека. Обычно его изображают с четырьмя руками. В верхней паре он держит раковину и чакру, положение нижней пары рук символизирует покровительство и благие дела.

Когда возникла опасность, что полубоги потеряют свою власть над демонами, Вишну дал им совет пахтать океан, чтобы добыть напиток бессмертия, амриту, способную придать им сил и даровать вечную жизнь. А сам Он превратился в черепаху, на которой установили гору Мандару, которую использовали в качестве мутовки.

Вместе с амритой из океана возникли тринадцать личностей и предметов, некогда поглощенные им во время вселенского потопа: супруга Вишну Лакшми, богиня хмельного напитка Сура, луна (Чандра), небесные танцовщицы апсары, любимая драгоценность Вишну – камень каустубха, священный конь Уччаихшравас, исполняющее желания дерево Париджата, волшебная корова Сурабхи, божественный слон Айравата, раковина Панчаджанья и несгибаемый лук Шаранга. Но вскоре сила амриты чуть была не уничтожена, когда из океана появилась ее противоположность – яд Халахала. Шива выпил яд и этим спас человечество. Яд был настолько сильным, что шея Шивы посинела; после этого Шива получил имя Нилакантха. В конце из океана появился божественный лекарь Дханвантари с чашей амриты в руках. Дханвантари является покровителем Аюрведы – науки о здоровье.

Завершив пахтание океана, все полубоги начали поклоняться Курма Аватаре Вишну и для его удовлетворения стали читать ведические гимны.

 
11 мая: Рукмини Двадаши

Рукмини Двадаши – день рождения Рукмини Деви, главной из цариц Кришны в Двараке. Хотя принцесса и родилась в семье земного царя Бхишмаки в провинции Вайдарбха, она является воплощением богини Лакшми. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «О, герой среди Куру, сам Всевышний Господь Говинда женился на дочери царя Бхишмаки, Вайдарбхи, которая была непосредственной экспансией богини удачи».

Писания говорят, что если кто-либо поклоняется дорогому Господу Рукмини Деви цветами по сезону, все его желания будут исполнены, и в этом мире и в следующем.

 
8 мая: Джанаки Навами - день рождения Ситы Деви

Шримати Сита Деви – дочь царя Джанаки и вечная супруга Господа Рамачандры. Согласно «Рамаяне», Сита появилась на свет из борозды на вспаханном поле и была удочерена царём Видехи Джанакой Махараджем. Став женой Рамы, Сита ушла вместе с ним в изгнание и, находясь в лесу, была похищена демоническим царем Раваной, который держал её в заточении на Ланке. Разыскивая Ситу, Рама осадил Ланку и убил Равану. Однако прежде чем Рама принял её обратно, Сита, доказывая свою верность супругу, должна была пройти испытание огнём. По возвращении в Айодхью Рама, узнав, что его подданные продолжают подозревать Ситу в измене, высылает её в лес. Там она находит себе прибежище у святого мудреца Вальмики Муни, который воспитывает двух её сыновей Лаву и Кушу. Когда сыновья Ситы выросли, Вальмики возвращает её Раме, но при свидании с Рамой Сита просит свою мать, Землю, поглотить её.

 
6 мая: Джахну Саптами, Шри Джахнави Пуджа

В этот день Джахну Муни проглотил и отпустил Гангу, которая бежала, чтобы освободить предков Царя Бхагиратхи. По этой причине Гангу также называют Бхагиратхи или Джахнави. В этот день проводится Джахнави Пуджа, поклонение Ганге. Многие люди приносят свои подношения предкам и принимают омовение в Ганге.

 
4 мая: день рождения Шанкарачарьи

Шанкарачарья – индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные системы, он развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Веданта), родоначальником которой был Гаудапада (VII – VIII вв.).

Шанкарачарья родился на юге Индии в Калади (штат Керала) в 788 году. Его рождению предшествовало знамение, из которого явствует, что в облике Шанкары на землю снизошел Шива.

Незадолго до того, как Шанкаре исполнилось пять лет, умер его отец Шивагуру. Вскоре мальчик получил посвящение и священный шнур, и смог приступить к изучению Вед. С раннего детства Шанкара ощущал непреодолимую склонность к жизни отшельника-санньяси.

На восьмом году жизни Шанкара покинул родительский дом и направился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена находилось множество шиваитских храмов. Там он встретился со своим будущим учителем Говиндой. Период наставничества Говинды продолжался два года. За это время Шанкара постиг основы адвайты. Тогда же, вероятно, им были созданы многие шиваитские гимны, ряд философских трактатов и комментарий к «Брихад Араньяка Упанишад». Шанкара за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройственного канона»: к «Веданта-сутре», «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам.

С берегов Нармады Шанкара в сопровождении нескольких учеников отправился в знаменитый город Праяг, а затем в Варанаси, «город двух тысяч храмов», издавна притягивавший к себе паломников из разных мест Индии. Именно здесь проповедническая деятельность Шанкары развернулась особенно широко.

После Бенареса Шанкара продолжил свое путешествие. Он основывал в различных частях Индии ведантистские монастыри. Шанкара разделил санньяси-адвайтистов на десять монашеских орденов – по числу основных монастырей.

Шанкара оставил этот мир на тридцать третьем году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Главными соперниками Шанкары были буддисты. Будучи воплощением Шивы, Шанкарачарья исполнял миссию утверждения авторитета Вед и ортодоксального индуизма, так как многие в те времена отвергли Веды под влиянием проповеди буддистов.

Основанный Шанкарой монашеский орден по сей день существует в Шрингери, Дварке, Бадринатхе, Пури и Канчи. В XIX веке, прежде всего благодаря учению Свами Вивекананды и организованной им Миссии Рамакришны, модифицированное учение Шанкары, называемое неоведантизмом, получило распространение на Западе.

 
2 мая: начало 21-дневной Чандана-ятры

Господь Джаганнатха дал прямые указания Царю Индрадьюмне как проводить этот фестиваль. Умащение тела Господа пастой является преданным служением, и лучшая из паст – это чандана, паста из сандалового дерева. Так как месяц Вайшакха очень жаркий в Индии, охлаждающий эффект сандаловой пасты очень нравится телу Господа.

Всё тело Шри Джаганнатхи умащают малайской чанданой (сандаловой пастой), а Шри Мадан-моханаджи, функциональное божество Шри Джаганнатхадева, приглашают на чудесно украшенную лодку в Шри Нарендра-сароваре, чтобы Он совершил Свои «лодочные лилы». Празднуя этот фестиваль, Господь Чайтанья также играл со своими преданными в воде.

В главных храмах Вриндавана божества необычайно красиво и изысканно украшены сандаловой пастой. В эти дни особенно благоприятно получить даршаны этих божеств. В западных странах Чандана-ятру обычно не проводят, поскольку там в это время холодно. Однако Чандана-ятра – один из самых любимых праздников Враджаваси.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 3